воскресенье, 21 февраля 2010 г.

Из записных книжек. Сергей Довлатов.

Люблю читать. Еще больше - перечитывать. Понравившиеся мысли - то, что царапнуло по сердцу,  застало врасплох от неожиданности или просто рассмешило - с молоду привыкла записывать куда-нибудь в блокнот или тетрадку. Теперь буду делать это здесь.
Сегодня - любимое из Сергея Довлатова.
Мне очень понравилось, как о нем сказала Виктория Токарева: "Проза Довлатова, как пар над кастрюлей с супом, но умный человек понимает, какой этот суп вкусный, сколько там всего варится..."

ИТАК, давайте заглянем в эту творческую кастрюлю:
 * "Известно, что порядочный человек тот, кто делает гадости без удовольствия...."


* "...И все же я думаю, что редактор писателю не требуется. Даже хорошему. А уж плохому - тем более. Был, например, такой исторический случай. В одном из своих романов Достоевский написал:"Рядом стоял круглый стол овальной формы..."
 Кто-то прочитал это сочинение в рукописи и говорит:
- Федор Михайлович, вы оговорились, надо бы исправить.
Достоевский подумал и сказал:
- Оставьте так...
 ...Почему? Почему Достоевский не захотел ликвидировать явную оговорку? Почему Александр Дюма назвал свой роман "Три мушкетера", хотя их безусловно четыре?
Таких примеров сотни. Видимо, ошибки, неточности - чем-то дороги писателю. А значит, и читателю. Как можно исправить у Розанова: "Мы ничего такого не плакали..."? Я бы даже опечатки исправлял лишь с ведома автора. Не говоря о пунктуации. Пунктуацию каждый автор изобретает самостоятельно..."  

* "Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить... читать"

* "... Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов? (Эта цифра фигурирует в закрытых партийных документах.) Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой? Ничего подобного. Их написали простые советские люди..." 

* (о Пушкине) "... Теперь я обращался к ней. Рассказывал ей о маленьком гениальном человеке, в котором так легко уживались Бог и дьявол. Который высоко парил, но стал жертвой обыкновенного земного чувства. Который создавал шедевры, а погиб героем второстепенной беллетристики. Дав Булгарину законный повод написать: "Великий был человек, а пропал, как заяц..." 

А вы Довлатова читали?  Я - рекомендую! Не пожалеете: остроумно и очень талантливо!


3 комментария:

  1. Обожаю:-))) Где-то тетрадка валялась с цитатами из Довлатова. "В эфире Пирнерская зорька" - откуда это? "Заповедник" вроде. Жаль, не очень много у него вещей, а может, я не знаю чего?

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Ира, это говорил у микрофона "волосатый человек Евстахиеев...единственный уцелевший панфиловец")))
    "Заповедник" перечитываю регулярно: как только меня жизнь за горло берет, так я сразу за Довлатова хватаюсь. Полечиться... Юмор - грустный. Мудрость - без назидания:
    * "Борька трезвый и Борька пьяный настолько разные люди, что они даже не знакомы между собой..."
    * "- Прошлый год евреи жили. Худого не скажу, люди культурные... Ни теьбе политуры, ни одеколона... А только - белое, красное и пиво...Лично я евреев уважаю.
    - Они Христа распяли, - вмешался Толик.
    - Так это когда было! - закричал Михаил Иванович. - это еще до революции было..."
    * "Короче, не люблю я восторженных созерцателей. И не очень доверяю их восторгам. Я думаю, любовь к березам торжествует за счет любви к человеку. И развивается, как суррогат патриотизма...
    Я согласен, больную,парализованную мать острее любишь и жалеешь. Однако любоваться ее страданиями, выражать их эстетски - низость..."
    * "Я отозвался с неожиданным радушием. Еще один подонок застал меня врасплох. Вечно не успеваю сосредоточиться..."
    * "И все-таки с дружбой было покончено. Нельзя говорить:"Привет моя дорогая!" женщине, которой шептал Бог знает что. Не звучит..."
    * "- Что ты во мне нашла?! Встретить бы тебе хорошего человека! Какого-нибудь военнослужащего...
    - Стимул отсутствует, - говорила Таня, - хорошего человека любить неинтересно..."

    Вот... Не удержалась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да, делать гадости без удовольствия.

      Ну или вовсе не делать.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...