вторник, 16 марта 2010 г.

Руководить или не руководить? Вот в чем вопрос...

С моими читателями не соскучишься! Опять я в сложное положение попала...
Вчера пришла очень решительная женщина в возрасте (со следами былой красоты на лице) и говорит многозначительно строгим голосом: "Мне надо с вами поговорить. Я по личному вопросу. В вашей библиотеке записан мой муж..." Заинтригованная, я, грешным делом, сразу подумала: "Уж не ревновать ли вздумала? Только этого мне не хватало..."
Прояснилось все быстро. Но положения моего это не упростило.

Оказывается, даме не нравится, что ее муж слишком много времени тратит на чтение книг. "Он стал такой неразговорчивый, совсем перестал со мной общаться. Это все из-за этих детективов, которые он берет в вашей библиотеке!"  Поэтому, она (ни много-ни мало!) ТРЕБУЕТ,  чтобы мы или лишили его права пользования библиотекой,  или выдавали бы ему только исторические романы. "И чтоб никаких боевиков!". И чуть ли ни жаловаться на меня собирается, если я ее требования без внимания оставлю.
"Спокойствие! Только спокойствие!", - сказала я себе твердо и очень терпеливо стала объяснять разгневанной женщине, что у меня нет никаких законных оснований на то, чтобы лишать ее мужа права посещать библиотеку: правил он не нарушает, книги возвращает вовремя... и кстати сказать, это один из самых дисциплинированных наших читателей... что человек он взрослый, что я лишь могу порекомендовать ему ту или иную книгу (и с удовольствием это сделаю!), но настаивать ни на чем не могу... и, вообще, вы уверены, что во всем виноваты книги?... может это его единственная отдушина?!... может ему там любви не хватает , заботы, понимания? Она мне в ответ почти хрестоматийное: "Кака така любов? Не выдумывайте! Сделайте так, как я прошу, я все равно это так не оставлю..."  И ушла - раздосадованная, поджав губы.

Короче, не знаю, чем эта семейная сага закончится, но у меня в очередной раз появился повод задуматься над вопросом социального предназначения библиотекаря. Правильно ли я его понимаю? В чем оно заключается?

 Знаю, что эти вопросы всегда были в центре внимания библиотечного сообщества. Самое распространенное мнение, кажется, заключается в том, что хотя в демократическом обществе не должно быть политической цензуры,  но библиотекари должны, в силу своих профессиональных обязанностей, осуществлять "цензуру вкуса и нравственности".  На практике это обозначает и отказ от приобретения в фонд "плохой" литературы, и негативные отзывы о таких книгах среди читателей.
Не могу полностью согласиться с этой точкой зрения. Видимо, я какой-то беспринципный библиотекарь...  А может, просто очень хорошо понимаю своих читателей?
Мне ближе мысль о том, что раз уж это массовая публичная библиотека, то и существует она, прежде всего,  для широких масс, а не для кучки высоколобых и избранных. Именно поэтому, у меня нет ни капли высокомерия к тем, кто читает Донцову и иже с ней.  Каждый спасается от абсурда, в котором мы живем, по-своему, кто как может...
И пусть, иногда (нечего скрывать!) люди используют чтение даже в качестве снотворного – что ж, у наших «лекарств» нет побочных эффектов! И если это «работает», если детективы, боевики и дамские романы помогают людям расслабиться после рабочего дня, дарят им переживания, несопоставимые с тусклой обыденностью, позволяют отвлечься от тревог и забот современной жизни, то я считаю своим профессиональным долгом удовлетворять и такой читательский спрос, как бы лично я к этому не относилась.
Хотя идея противостояния потоку низкопробной, развлекательной литературы отнюдь не чужда моему сознанию. Ведь функцию руководства чтением у библиотекарей еще никто не отнимал. Привлечь или «соблазнить» хорошей книгой, по-прежнему – «высший пилотаж» в библиопедагогике! Только делать это надо деликатно, ничего не предписывая, и ни на чем не настаивая, уважая выбор и вкусы своих посетителей.
А может это все демагогия, и я просто боюсь потерять еще какую-то часть читателей?
Что вы думаете по этому поводу? Вам какая точка зрения ближе?

6 комментариев:

  1. Ближе та, что каждый живет так, как живет именно он. Помочь человеку определиться - пожалуйста, но настаивать, декларировать - избави боже! Я как-то в последнее время вообще по-другому стала на мир смотреть (может, климакс?).Нам и так тяжело в жизни,поэтому хочется помочь друг другу. Вот и помогаю,как могу, стараясь.чтобы эта помощь не походила на "внутривенное вливание". И вообще мне как-то не очень нравятся термины "руководство чтением", "привлечение к чтению", "пропаганда чтения", "мероприятия". Что-то агрессивно-революционное,а хочется мира во всем мире:-))

    ОтветитьУдалить
  2. Да уж! Даже так бывает? Веселенькая все же у нас работка! По-моему история этой семьи закончится тем, что и жена станет Вашим постоянным читателем, чтобы быть рядом с мужем (тогда и поговорить будет о чем) :)

    ОтветитьУдалить
  3. Таня, может быть вы и правы. Вот придет дама в очередной раз права качать, а я ей раз.... и Токареву или Рубину подсуну! Авось, смягчится...

    ОтветитьУдалить
  4. Дай ей лучше "Леди Макбет Мценского уезда":-)))

    ОтветитьУдалить
  5. :-)) Ага...А потом не дай Бог, что случится, меня за соучастие, как подстрекательницу не привлекут?

    ОтветитьУдалить
  6. Ну тогда дай "Анну Каренину":-)))

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...