суббота, 10 апреля 2010 г.

Мое многоточие...


  Друзья, есть ли у вас любимый знак препинания?

У меня – есть. И вы, наверное, уже заметили какой именно... :))  
Да, я очень люблю МНОГОТОЧИЕ! Боюсь, я им даже слегка злоупотребляю…

Вот и Александр Генис в своем филологическом романе «Довлатов и окрестности»  (кто не читал - читать обязательно! - море удовольствия!) пишет: «Точка редко бывает лишней, многоточие — почти всегда. От своего аристократического предка этот знак унаследовал лишь внешность, да и то троекратно разбавленную. Ставя три точки вместо одной, автор рассчитывает, что многозначительность, как цветы — могилу, прикроет угробленное предложение. Многоточие венчает не недосказанную, а недоношенную мысль…».

  
Именно этой цитатой наградили меня когда-то в качестве справедливого упрека за пристрастие к этому знаку препинания. Помню, пришлось оправдываться…  Жаль только, что в ту пору я еще не знала продолжения этой мысли Гениса: «…Сергей знал все это лучше других.  И все же, терпеливо снося насмешки, в том числе и собственные, он стал рекордсменом многоточий. Отстаивая свое право на них, он писал, что “пунктуацию каждый автор изобретает самостоятельно”. В его литературе многоточия были авторским знаком. Довлатовское многоточие больше напоминает не пунктуационный знак, а дорожный. Он указывает на перекресток текста с пустотой. Каверны, пунктиром выгрызенные в теле текста, они придают ему элегантную воздушность, как дырки — швейцарскому сыру».



    Вот! И мне,  человеку эмоциональному, кажется, что многоточие помогает не только донести смысл написанного мною, но и помогает адресату услышать мой голос, мою интонацию, особенности моей устной речи.  Теперь, когда я решила вести что-то вроде дневниковых записей, эта коммуникативная функция многоточия кажется мне особенно важной: ведь я обращаюсь к читателям, которые лично со мной не знакомы. 

     К тому же, многоточие всегда добрый помощник при цитировании, а я на страницах своего дневника буду много и охотно цитировать своих любимых писателей и поэтов: давно заметила, что мои собственные мысли и чувства они изрекают куда талантливее… :))



     Кроме того, многоточие дает возможность читателю задержаться на высказанной в тексте мысли и согласиться, или не согласиться с автором, а, возможно, и продолжить мысль, добавить что-то свое. Друзья, вам не кажется, что это как нельзя лучше отвечает духу блогосферы? 




«С помощью многоточия автор управляет темпом повествования… подчеркивает спонтанность, импрессионистичность, искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю:
1…задержись на предыдущем слове;
2…обрати особое внимание не следующее слово;
3…написанное здесь значит больше, чем просто слова;
4…сложи картинку из кусочков – как тебе нравится;
5…я очень взволнован;
6…я не могу подобрать нужного слова;
7…имей в виду: это не объективная информации – это просто ощущение, впечатление…
…вот так... и количество их - и есть пауза между словами... ну а что может сделать пауза... и усилить, и передать несказанное... и точки мои, в момент душевного смятения - те же паузы...
это первое, и, наверное, основное... ну а дальше - это попытка раскачать фантазию собеседника... (опять же в паузах) ... пусть человек ставит на эти точки свои слова, свои эмоции, пусть ошибается, натолкнувшись на следующее слово, но пусть не остается непричастным...
это как в анкете, где требуется вписать нужное слово... пусть собеседник,  гость впишет... пусть свое... только пусть сделает... а там - и поспорим, и помиримся...»
     
                 
                         На этом ставлю  МНОГОТОЧИЕ...   Мне пока  добавить  больше  нечего...
                                                                         А вам?


(Автор фотографии Николай Зиновьев )
         

8 комментариев:

  1. Наверное, потому, что вы веселый человек и часто используете знак улыбки :)))? Или просто любите все уточнять и во все вносить ясность?

    ОтветитьУдалить
  2. Отсюда можно сделать вывод: pan.bibliotekar - человек с философским складом ума и во всем хочет дойти до самой сути... А ЧУМработница - озорная и эмоциональная! Я права?

    ОтветитьУдалить
  3. Л.М. - это я, Люба. Сменила браузер на мазилу..., и о чудо! - смогла отправить комментарий, как все белые люди. Моя интерактивность повышается!!! Ура!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Еще как - УРА! О, сколько нам открытий чудных готовит этот Интернет...

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...