четверг, 20 января 2011 г.

Посиди... подумай...

Когда в масштабах твоей конкретной жизни происходит «конец света», не  предсказанный даже Майя, и на тебя в один день сваливаются тридцать три несчастья, ты поневоле начинаешь задавать себе вопросы: «А что, собственно, я делаю не так?», «В чём виновата?» и «Нельзя ли увидеть прайс, по которому я сейчас расплачиваюсь? Может, как-то поторговаться можно?»
 Трудные вопросы. Полезные вопросы. Легче всего составить длиннющий список из упрёков самому себе и подрастить и без того внушительное чувство вины. Куда сложнее расшифровать знаки, которые посылаются нам свыше,  сделать выводы и жить дальше в предлагаемых обстоятельствах.



Конечно, книги, как всегда, помогают. В первые же дни перечитала рассказ Людмилы Улицкой «За что и для чего…».

" Я навестила НК, когда она уже выписалась из больницы. Она положила руку на остаток ноги, похлопала по ней и сказала ясным голосом:
– Я все думаю, Женя, для чего мне это?
Я не сразу поняла, о чем она говорит... Она продолжала:
– Не сразу сообразила. Теперь знаю: я всю жизнь слишком много бегала да прыгала. А теперь вот мне сказали: посиди и подумай...
А я сидела и думала: почти все знакомые мне люди на ее месте сказали бы – за что мне это?"
 Немного успокоилась. Не то чтобы смирилась, но ситуацию приняла. Просто 
« Ангелы, вероятно, иногда засыпают. Или отвлекаются на посторонние дела. А, возможно, встречаются просто нерадивые...»
 
Дальше уже проще было и книги в руки пошли соответствующие. В каждой  - ответ или  намёк – где силы черпать, как ко всему этому относиться.


Например, библиотечный кот Дьюи и простые жители Спенсера украли у моей болезни целый день (не так уж и мало, если каждая минута – это борьба с болью!), а Вики Майрон подарила истины, с которыми трудно спорить, но легко жить:
 «Самое главное — иметь рядом кого-то, кто поднимет вас, поддержит и скажет, что все в порядке».
 «Найти свое место. Радоваться тому, что у тебя есть. Хорошо относиться ко всем. Прожить достойную жизнь. Речь идет не о материальной ее стороне, а о любви…».

 А недавно я рассталась с ещё одним замечательным человеком - Лилианой Лунгиной. Расстаться – рассталась, но книгу, составленную по  её рассказам,  далеко пока не откладываю, нет-нет да и загляну  между строк её «Подстрочника».
 «….и как-то так оказывается, что человек может пережить больше, чем он полагает. Больше, чем это кажется возможным. Запас жизнеспособности и прочности оказывается больше, чем предполагаешь».
«… а воспринимала я это поначалу как катастрофу. И такие примеры будут дальше, я буду стараться это каждый раз подчёркивать, потому что это утешительная мысль: встречаясь с какой-то неудачей, с тем, что не так получается, как ты хотел, не надо сразу считать, что это обречено. Нет, никогда не знаешь, чем оно обернётся… »

На первый благополучный  взгляд все эти «правды» кажутся едва ли не банальностями. Но, поверьте, когда ты зависаешь   в системе координат где-то между страхом и растерянностью, эти мысли становятся вдруг  точками отсчета, по которым можно сверять свои ощущения.
Просто берёшь книгу в руки… твой взгляд падает на печатную строчку…  и ты  вдруг понимаешь, что на этот раз, кажется, «конец света» отменили….




39 комментариев:

  1. VolNa, такой искренний и замечательный пост! Надеюсь, положительные эмоции от чтения победили болезнь? Здоровья, новых эмоций и новых постов!

    ОтветитьУдалить
  2. Привет, БиблиоПчелка! :)
    Победили - победили! Почти.
    Счас как начну посты крапать - будете знать! :))

    ОтветитьУдалить
  3. Вот... исправляюсь... Так что - тебе спасибо!:)

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Наташа!Рада за Вас, что находите в себе силы и несмотря на боль постигаете мудрость жизни, а своим постом даете нам повод задуматься, как мы живем. Спасибо! Всегда рада Вашим сообщениям!

    ОтветитьУдалить
  5. Ура! - Будем знать:)Соскучились, рады слышать :)

    ОтветитьУдалить
  6. Улицкая...У меня такая есть...Первый раз прочитала - не поняла...Ощущение было странным. Наступил момент, когда прочитала еще раз. Понравилось, понялось (простите за такое слово). Видимо, читать такие книги нужно в какие-то моменты, которые наступают сами по себе.
    VolNa, я очень рада, что читаю твой блог, знаю (заочно) тебя))) Желаю здоровья и долгих-долгих лет счастливой жизни!

    ОтветитьУдалить
  7. VolNa,в любом событии жизненном есть смысл.Если бы ты не пропала так надолго,не узнала бы,как тебя любят и ждут твои веб-друзья. Все испереживались! Так что возвращайся на свою волну! Улицкую,в т.ч. и эту книгу,читала с удовольствием огромным,а потом перечитывала. Это,конечно,талант, - рассказать о жизни то,что не видно простому смертному. Только вот ее Штайна переводчика почему-то не осилила,даже со второй попыткию

    ОтветитьУдалить
  8. Только в книгах находишь созвучные твоему настроению и состоянию мысли, ответы, подсказки, помощь... Спасибо большое.

    ОтветитьУдалить
  9. Танечка, спасибо, что откликнулась!
    Лучше бы, конечно, мудрости жизни через счастье постигать... Но, увы - бывает по-разному... :(

    ОтветитьУдалить
  10. Ой, kotbibliofil, знали бы вы как я соскучилась!Я тут в своём заточении совсем одичала и отупела даже, кажется... :) Так что с жадностью впитываю все ваши новости и рекомендации! Ну, и свои силы пробую - потихонечку.

    ОтветитьУдалить
  11. Привет тебе, GALINA! Как подумаю, из какого далека ты пишешь...
    Улицкая - моя слабость. И сила (как выяснилось!). :) Она меня часто спасает. Очень рада, что не только меня...

    ОтветитьУдалить
  12. ЧУМработница моя дорогая! Знаю-знаю, что это ты из-за меня волну беспокойства по всему Инету (и за его пределами) подняла :) Не волнуйся, пожалуйста! Я уже перешла в категорию выздоравливающих и, даст Бог, уже надолго не пропаду.
    Обнимаю!:)

    ОтветитьУдалить
  13. maribal, может быть, конечно, и подсказки, и ответы к нам не только через книги приходят... Но прежде всего, раньше всего - действительно из книг! Согласна с вами. И когда это созвучие случается - для меня это высший пилотаж в литературе! Большое жизненное подспорье. И радость. И утешение.
    Мне очень приятно, что вы меня, как никто другой понимаете...

    ОтветитьУдалить
  14. С удовольствием прочитала пост и рада за Вас. Именно эту книгу Улицкой не читала. Надо скачать и обязательно прочесть, а еще лучше купить. Такие книги должны быть в домашней библиотеке. Книги как люди всегда приходят на помощь. Именно в них находишь ответы на многие вопросы.

    ОтветитьУдалить
  15. Иногда пугает случайное (или мистическое?) совпадение того, что происходит в жизни, с тем, что попадает в руки для чтения. Во всяком случае случае у меня именно так происходит, ибо читаю урывками и случайно (к сожалению). С лета не могу избавиться от преследовпния Толстым. Сначала была "Софья Толстая" Никитиной. Сейчас читаю "Бегство из рая" Басинского.

    ОтветитьУдалить
  16. О! Басинского купила в Москве, и начала читать его прямо ночью, в плохо освещённом купе. И больше уже не смогла остановиться. Долго "болела" этой книгой. Уверена, ещё не раз к ней вернусь.

    Согласна и с тем, что созвучия и совпадения часто кажутся мистическими. С этим ощущением, я думаю,сталкивался каждый читающий человек. Так что очень тебя понимаю, Юля. Сама такая :)

    А вот Никитину ещё не читала.:( Но хочу! :)

    ОтветитьУдалить
  17. Дорогая VolNa из состояния полного штиля наконец-то перешла к легкому бризу! Пусть продолжает дуть свежий ветерок, помогающий восстанавливаться!

    ОтветитьУдалить
  18. VolNa, Вы как отдушина в бибблогосуществовании. Если смотрели фильм "Остров" с участием Момонова, так для меня там вся Правда жизни - работаем, любим, живем - это ЗДОРОВО, а еще здоровее осознавать - Для чего все ЭТО! Ваша теплота - это то, что заставляет нас постоянно заходить к Вам в блог и общаться, общаться ... Вообщем, у нас много дел впереди, что заставляет встрепенуться, скинуть балласт и ДЕЙСТВОВАТЬ! Желаю быть ЗДОРОВЕЕ всех ЗДОРОВЫХ и Удачи!

    ОтветитьУдалить
  19. У меня такое "безотрывное" чтение именно с Никитиной было. Как легла на травке на берегу реки с книгой, так и не встала, пока не прочла. Может это потому что отпуск был, может потому, что с автором знакома лично. Потрясающая дама Нина Никитина! Что удивительно, ее книгу в музее не разрешили продавать. Что-то там не понравилось в ее видении жены гения. А на мой взгляд, очень честное видение без прикрас и крайностей, но с огромной любовью. В общем очень рекомендую. Правда, купить книжку, наверное, не очень просто. Во всяком случае в машгазинах ее не видела. Свой экземпляр, подаренный автором, передарила подруге. Недавно восполнила утрату через интернет-магазин.

    ОтветитьУдалить
  20. Rubric, Лялечка, спасибо, что заглянули! Действительно, шторма и бури мне ещё не по плечу, но свежего воздуха уже явно не хватает... Так что - да здравствует живительный информационный бриз!

    ОтветитьУдалить
  21. Елена, спасибо за добрые пожелания! :)

    "Остров" я, конечно же, смотрела! И пересматривала! Такие фильмы (как и "Форпост", кстати) - тоже замечательное подспорье в трудные минуты жизни...

    ОтветитьУдалить
  22. Юль, теперь Никитину буду искать обязятельно. Меня после Басинского эта тема ещё не отпустила.

    Да и вообще, я ко всем твоим рекомендациям внимательно прислушиваюсь. Вот если бы я когда-то, БУКВАЛЬНО ИЗ-ЗА ТЕБЯ, свой первый комп не купила, то и не переписывались бы с тобой сейчас в этом блоге...

    А как ты с Ниной Никитиной познакомилась?

    ОтветитьУдалить
  23. Нина работает в музее в Ясной Поляне. Как познакомилась - непосредственно первую встречу не помню. Но мы в культуре все в одном котле варимся, т.ч. пересекаться так или инче приходится всем и всюду. Однако не всегда пересечения становятся так значимыв жизни. Нина Алексеевна для меня очень значимый человек. Общение с такими людьми - это ощущение жизни.

    ОтветитьУдалить
  24. Твое признание в том, что комп. ты из-за меня купила, прямо как награда! Теперь точно знаю, одно великое дело я таки совершила!

    ОтветитьУдалить
  25. :)) Ну, великое - не великое, а новая интересная страничка в моей жизни с появлением компьютера открылась. Хорошо помню, как ты мне первое эл. письмо прислала, как мы начинали общаться на cgv.su... Кстати, Library.ru тоже впервые ты мне порекомендовала!

    Про Нину Никитину я бы могла, конечно, и сама догадаться - ты же из Тулы!
    А вот я в Ясной Поляне ни разу не была ещё... (это я в гости напрашиваюсь!)

    ОтветитьУдалить
  26. Давно жду в гости. И напрашиваться не надо. Просто приезжай. Ногу только свою чуток подлечи, все равно сейчас холодно и скользко.
    У меня есть запись программы, которую Нина Алексеевна ведет на нашем ТВ ("Вечная повседнвность"). Одну из передач мы в библиотеке сделали вместе. Вечерком выложу на ютуб.

    ОтветитьУдалить
  27. Волна, родная, как я рада, что ты постепенно к нам возвращаешься!
    Главное, надо верить (не надеяться, а именно верить!), что всё будет хорошо!
    У кого-то в блоге недавно вычитала, что в слове "надежда" есть какая-то безысходность, а слово "вера" более деятельное (это вольный пересказ, фразу эту два дня пыталась найти, не смогла).
    Присоединяюсь ко всему вышесказанному: о теплоте твоего блога,о том, что на твоих библиоволнах хочетсся почаще встречаться, потому что чтение твоих постов - это каждый раз наслаждение от совпадения, от соразмышления, от глубины ...
    Поднимайся, набирай силу и крепни, Волна!

    ОтветитьУдалить
  28. Спасибо, Любочка! Это мне просто с читателями повезло. Мне вообще очень на хороших людей везёт!

    Вот, разрабатываю сейчас свою ногу,и твержу, как заклинание: "Вера! Надежда! И Любовь... Михайловна!", "Вера! Надежда! И Любовь... Михайловна!" - помогает!!! :)

    ОтветитьУдалить
  29. Юль, где ссылка на ролик? Ждём!!!

    ОтветитьУдалить
  30. Наташка, сообщи мне свой почтовый адрес. Я тебе Никитину пришлю.
    Вчера получила свои заказы через интернет-магазин. Кстати первый опыт подобной покупки. Довольна как слон. Книжки пришли через три!!! дня. Цена вполне приемлемая. Помимо Никитиной заказывала себе еще Ж.-К. Карьер, У. Эко "Не надейтесь избавиться от книг". В диком восторге!

    ОтветитьУдалить
  31. Ю-ю-лька-аа! Ты - ДРУГ!!!

    И порекомендуй нам этот интернет-магазин. Я тоже хочу так книги покупать, а то в нашей глуши даже на заказ хорошей книги (особенно новинки!) не купишь.
    Правда, для начала, мне какие-нибудь виртуальные деньги завести надо... Кто знает, какие лучше?

    ОтветитьУдалить
  32. Не обязательно виртуальные. Способы оплаты могут быть любыми. Единственное но, ты в своей такой красивой глуши только по почте можешь получать книжки. А это увеличивает стоимость рублей на 100. Или в Иваново ездить за книжками в пунк самовывоза. Я через вот этот магазин заказывала. http://www.labirint.ru

    ОтветитьУдалить
  33. Наташа, я очень рада, что лекарство под названием "Любовь Михайловна" обладает целительной силой! Может быть, мне его запатентовать? А ты не прекращай его применение, пожалуйста, тогда "доктор Люба" гарантирует полнейшее выздоровление :)

    ОтветитьУдалить
  34. Наташа, выздоравливайте.

    ОтветитьУдалить
  35. Разместила наконец-то киношку. С конверторами пришлось помучиться. Вот, смотрите на здоровье.
    http://www.youtube.com/watch?v=M8zF-pcahGk
    Только прошу учесть, что снималось это года четыре назад. Я с того времени стала гораздо красивше, а сын мой гораздо взрослее.

    ОтветитьУдалить
  36. Не знаю, что такое "конверторы", но передача - замечательная!!!

    Попробую сейчас этот ролик отдельным постом разместить, а то тут эту ссылку, наверное, мало кто увидит.

    ОтветитьУдалить
  37. Милая VolNa, вот и я у Вас в гостях побывала. Чудесный блог, тепло у Вас и интересно. За пол часа чтения уже накропала список книг, которые прочитать необходимо срочно. К стыду своему про Людмилу Улицкую даже не слышала. Побегу наверстывать! Спасибо Вам!!!!!

    ОтветитьУдалить
  38. Добро пожаловать, Чайка!
    Мы, библиотекари такие - только и делаем, что книжки рекомендуем и собственное мнение навязываем. Но и чужим мнением всегда интересуемся!:)
    Так что очень вам рада! :)

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...