пятница, 2 марта 2012 г.

"Минобороны отказывается от книг"

 Статью с таким заголовком напечатала газета "Известия"

"Минобороны перестало закупать книги для солдатских библиотек, а сами библиотеки готовит к ликвидации, сообщил «Известиям» источник в Генштабе. Военные объясняют, что офицеры теперь в состоянии сами купить себе литературу для чтения, а солдаты-срочники «всё равно ничего не читают». Военные писатели и общественники уверены, что без книг армия деградирует.



Официально военные чиновники информацию о прекращении закупок книг отрицают.
— Каждый год Главное управление по работе с личным составом составляет план по закупке литературы на следующий год, — заявил «Известиям» замначальника отдела культуры Главного управления Минобороны по работе с личным составом полковник Карен Бунятов.
При этом он не смог вспомнить ни одной книги, закупленной за последние два года.
Неофициально в Генштабе сообщили, что последняя закупка книг была в 2010 году.
— Было закуплено 2 тыс. комплектов серии «Библиотека патриотической литературы» из 25 книг. Все они пошли непосредственно в гарнизоны. Общая сумма расходов составила 7,45 млн рублей. В 2011 году централизованных закупок не было. На 2012 год они вообще не запланированы, — пояснил собеседник «Известий».
Единственная военная библиотека, где продолжают получать книги, находится в Культурном центре Вооруженных сил в Москве. Но действующие военные туда не ходят.
— Нашей библиотекой пользуются ветераны, ученые, писатели. И пополнение фондов идет не по линии Минобороны, а по линии общественных и городских организаций, — рассказали в библиотеке. — Мы хоть и подведомственны Минобороны, но как бы сами по себе, как Театр Российской армии.
В главном военном издательстве «Воениздат» рассказали, что закупки книг для армии у них прекратились два года назад.
— Сейчас к нам поступают периодические заказы от военных кафедр вузов, но это партии по несколько сотен штук, — сказали в «Воениздате». Ищем другие источники заработка — вот, недавно выпустили биографию Николая Баскова, к 35-летию. Папа его нам помог организовать этот заказ. А так бы давно уже умерли с голоду.
Вместе с книгами сокращают библиотеки. Сейчас из 3,2 тыс. военных библиотек в частях осталось около 800. При этом многие существуют лишь формально — библиотекари переведены в разряд гражданских служащих с мизерными зарплатами, поэтому работать туда никто не идет.
И издательстве АСТ «Известиям» рассказали, что предлагали военным художественную литературу, однако никаких решений по закупкам не последовало.
— Мы провели несколько встреч с представителями отдела культуры, вроде нашли точки соприкосновения — военные нас попросили выслать список книг, которые мы могли бы поставить в гарнизонные библиотеки. Список мы отправили уже почти год назад и до сих пор ждем ответа, с прошлого лета, — отметили в издательстве.
Один из самых ярких авторов военной прозы Захар Прилепин считает, что отсутствие интереса к книгам у военных связано с их происхождением.
— Армия у нас рабоче-крестьянская, большинство солдат книг не видели — ни хороших, ни плохих, — считает писатель. — Поэтому и в армии они не читают. Причем не читают не только военно-патриотические книги, но и современную прозу.
Бывший зампред Общественного совета Минобороны писатель Юрий Поляков смотрит на ситуацию с пессимизмом.
— Мы в свое время придумали проект «100 книг для гарнизонной библиотеки», — рассказал он. — Все покивали, сказали, как это важно, и в итоге это ничем не кончилось. И это страшно: состояние библиотек — а я их видел много — ужасное. Если их совсем закроют, сразу, конечно, ничего не рухнет. Инерции хватит лет на 10. Но потом нас ждет полная деградация военных."

За ссылку большое спасибо Любови Брюховой, автору блога "Миры библиотек"

46 комментариев:

  1. Оччень весомый аргумент: "все-равно ничего не читают! (( Не хватает слов, чтоб охарактеризовать то, что сейчас происходит. Солдат должен быть тупым и зомбированным пушечным мясом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело в том, что многие как раз читают! Ведь сейчас призывают и после институтов, и после техникумов. Есть очень развитые ребята. Конечно, хотелось бы удовлетворять их читательские запросы в современных, оснащённых, компьютеризированных библиотеках. В такие библиотеки, глядишь, и менее развитые ребята потянулись бы...
      К тому же, в военные библиотеки ходят не только военнослужащие, но и члены их семей, военные пенсионеры и их семьи...

      Удалить
    2. у меня племянник в армии сейчас. просит присылать ему книги в мягких обложках, много книг в мягких обложках, любых книг в мягких обложках - информационный голод. а в мягких - чтобы в посылку побольше книг влезло.

      Удалить
    3. Горько улыбаюсь: может быть, это говорит в пользу того, что в армии кормить лучше стали? :)

      А если серьёзно, то конечно, информационный, эстетический голод он на эмоциональном состоянии молодого человека сказывается очень плохо. Особенно, если у него уже сформирована потребность в книге и чтении.
      Часто встречаются и те ребята, которые благодарят искренне, что вот только в армии читать начали.
      У нас недавно паренёк был (может уже и демобилизовался , пока я тут по больницам прохлаждаюсь), который сначала всё просил почитать "книги, в которых какие-нибудь умные мысли есть!" (не знаю, по-моему, просто письма девушке облагородить таким образом пытался). А потом и на классику потихоньку перешёл. Говорит: "Я буду увольняться, вы мне мой формуляр подарите, пожалуйста. На гражданке не поверят, что я столько книг в армии прочитал!"
      Но встречаются и такие солдаты и офицеры, информационным запросам которых, соответствовать трудно. Энциклопедия их устраивает только "Брокгауза и Эфрона", а "Фауст" только в переводе Холодковского...

      Удалить
    4. И в нестроевом миру встречаются и те, и эти типажи. Только у нас тут есть инет, и библиотеки, и друзья с книжными шкафами, а в армии только библиотеки.

      Удалить
  2. Может быть, "последняя закупка книг" и была в 2010 году - Генштабу виднее, конечно. Но в нашей библиотеке последнее поступление литературы по статье Министерства Обороны было 1991 (!) году. Ни о каком систематическом, продуманном, плановом комплектовании речи, к сожалению, нет. Книжный фонд пополняется за счёт книг, полученных в дар, принятых взамен утерянных, от спонсоров и т.д.

    ОтветитьУдалить
  3. Когда к солдатикам в часть ездили 23 февраля, везли в том числе книги для библиотеки. К сожалению,не увидела из библиотекаря,а библиотека была закрыта.Если еще раз соберусь, еще привезу.
    Недавно читала Айрата Галлиулина,который писал,что мы (сорри) "просрали информационную войну". Книги, литература - это же какое оружие!! Не использовать его - тупость полная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, понять логику чиновников, в том числе и военных, бывает сложно... Но мне кажется, что они рассуждают примерно так: "Солдатские библиотеки в современном их виде - это полный отстой и анахронизм(тут я с ними согласна). Так давайте расформируем их, пусть не позорят современную, высокотехнологичную армию, заодно и средства сэкономим!" А вот это уже глупо и преступно. Конечно, легче расформировать уже имеющиеся плохие библиотеки, чем начать их финансировать и осовременивать. Уж сколько раз разрушали всё до основания! Вздыхаю. :(

      Удалить
    2. Наташа, надеюсь, у вас о расформировании библиотеки речь не идёт?

      Удалить
    3. Идёт. И очень давно. Мы структурное подразделение Дома культуры РА. Вот вместе с ним нас, хотя пока и не закрыли ещё, но уже так сократили, что это почти равносильно расформированию.
      Впрочем, для нашего закрытия административных ресурсов уже и не понадобится вскоре: с таким комплектованием и оснащением мы и сами скоро "сдуемся" - просто не выдержим конкуренции.

      Удалить
  4. Не понимаю, когда им книги читать? Они на курорте или в армии служат? Пусть устав учат!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читать особо некогда - это да! И уставы воинские учить надо, кто ж спорит. А всё же, солдат читающий, он и по дому меньше скучает, и от благ цивилизации оторванным меньше себя чувствует, и на неуставные отношения его меньше тянет.
      Офицерам тоже читать некогда. Они семьи неделями в глаза не видят. Плохо.
      К тому же, Максим, современная библиотека это не только хранилище книг!

      Удалить
    2. Нет, Макс, вот отслужишь - тогда поймёшь! :))

      Удалить
    3. Я то уже не отслужу;)

      Удалить
  5. Анонимныймарта 03, 2012

    в библиотеке нашего УНИВЕРСИТЕТА (прошу отметить - НЕ воинской части!) 1997 или там, к примеру 2003 года изданий порядка 20 тыщ. а 2011 = ровно 10 шт... :(((((((((((((
    катастрофа! конец света!
    я выступаю на ректоратах, на Уч.совете,
    довыступаюсь, что меня уволят -а на комплектование библиотек, как обычно, денег нет и не будет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это ужасно и печально :(

      Удалить
    2. Я была уверена, что в гражданских библиотеках дела обстоят гораздо лучше...

      А как вам пассаж о том, "что офицеры теперь в состоянии сами купить себе литературу для чтения"? Может, я что пропустила и на гражданке библиотеками теперь пользуются только малоимущие и не кредитоспособные?

      Удалить
  6. Нельзя сдаваться, но пасаран! Хотя руки опускаются после таких изречений сильных мира сего

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Боюсь, что очень даже "пасаран" ... :(

      Удалить
  7. Волнушка, я тебя на выборах видела, ураааа!
    Шикарно выглядишь! Только я высматривала блондинку, а пришла шатенка... Чуть не пропустила :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)) Любочка, как только физически смогу просидеть в парикмахерской пару часов - сразу вернусь в славное племя блондинок!

      Удалить
  8. Ох, как мне понятна твоя боль, Наташа - боль профессионала, человека, который знает и любит свое дело... Аргументы понятны с обоих сторон. Возможно, централизованные закупки литературы и не нужны в большой количестве? Может быть, просто надо финансировать и позволить библиотекам существовать, где они пользуются популярностью? А закрыть те, которые простаивают?...
    Если надо затянуть пояса и распоряжаться средствами экономно, то хочется, чтобы государство делало это ПО УМУ, правда?...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Лена, я тоже вполне разделяю идеи оптимизации, экономии... Продлевать агонию библиотек с протекающими потолками, допотопной мебелью, без Интернета и компьютеров, с тётеньками-библиотекаршами с которыми годами никто не занимается ни учёбой, ни методической работой - бессмысленно. И если таких библиотек должно стать меньше - пусть! Но что-то должно прийти взамен: в закрытых, отдалённых, обособленных городках и воинских частях у людей должны быть возможности для полноценного времяпрепровождения. Ведь массовые библиотеки - это не только книги.
      Может, мы чего-то не понимаем, и на самом деле всё так и будет?

      Удалить
  9. Да нет, Наташа, все будет в лучших российских традициях: сначала все разрушат до основанья, а потом будут осваивать средства, строя новые храмы знаний... В итоге накажут невиновных, наградят непричастных...
    Как хочется, чтобы здравый смысл возобладал!...

    ОтветитьУдалить
  10. Были времена, когда в армии становились людьми, получали профессию, читать начинали, задумываться... Были, да, видать, прошли! Ведь даже на уровне здравого смысла ясно, что лучше отправить солдата в библиотеку, дать возможность восполнить образование (ведь не секрет же, что у многих проблемы с этим, и в советские времена так было), чем он сам через забор полезет за водярой, наркотой и девками. Где мозги у воинских начальников? Или, как в анекдоте, одна извилина, и та - от фуражки?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кто любит читать, тот будет читать, а кто любит "забор полезет за водярой, наркотой и девками." тот полезет в любом случае и его не переубедить, что лучше читать чем наркота и водяра!

      Удалить
    2. Речь о тех, кто ещё не определился, за книгой ему, или за водярой. А таких - большинство.

      Удалить
  11. Получите от меня награду Чудо-блог

    ОтветитьУдалить
  12. Наташа, острая проблема. Схожа с проблемами сельских библиотек. Но там она где-то оправдывается отсутсвием молодого поколения. В вашем же случае поколение наличиствует. С ним НАДО работать. Как и кому? Это, конечно, вопрос государственный. Государство предпочитает проблему не решать, а ликвидировать. Интересно, что общественность думает? РБА, например? Или какие-то ваши военные организации?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Военные библиотекари крайне разобщены - и территориально, и организационно. Единственное, что нас объединяет - это источник финансирования (вернее, не финансирования!) и приказ Министра обороны №300, 1995 года издания, который всю нашу работу регламентирует.
      Кстати, неоднократно,пускала клич по всем социальным сетям и виртуальным профессиональным сообществам в надежде найти других военных библиотекарей. То ли их там нет в принципе, то ли бояться выносить своё мнение "на люди"...

      Удалить
  13. Вчера вторично была в части,в которую ездили на 23 февраля. Распечатала ребятам Пост про них, фотографии, конфет купила и книги вязла с газетами. Под впечатлением твоего поста,Волнушка,устроила допрос с пристрастием командиру. Отчитался,что библиотека есть,библиотекарь умница. Очень много драят книг,но они еще и покупают. Время почитать у солдат есть,и они очень приветствуют это их занятие. была сильно рада этому обстоятельству:-)

    ОтветитьУдалить
  14. Светлана Безумовамарта 07, 2012

    Да, это же такая "черноземная зона" для чтения! Если даже до армии ни кому не удалось привить, настоять, убедить, то здесь - положено по Уставу! И ведь втянуться. А если еще им мотивацию за дальнейшее образование задать... И согласна, что не централизованные закупки нужны, а хорошие деньги для библиотек, которые сами и решат, что закупать.

    ОтветитьУдалить
  15. Понимаете, срочная служба сейчас - это всего год. За это время мальчик должен возмужать, окрепнуть физически, познать воинскую дисциплину, освоить, иногда очень сложную, военную специальность... И всё за 12 месяцев. Отцам-командирам, конечно, некогда ещё и потребность в чтении у подчинённых воспитывать.
    Вот для этого и нужны уютные, оборудованные, укомплектованные библиотеки, где военнослужащих будут ждать современные библиотекари. Где можно было бы почувствовать себя "немножко на гражданке", почитать, посидеть за компьютером, по скайпу связаться с домом...
    Библиотекари, кроме того, и сейчас ведут много образовательных и просветительских программ... Военные библиотекари в нашем, например, соединении всегда работают по воскресеньям по планам "выходного дня".
    Библиотека - хорошее место для разговора "по душам", без официоза, так сказать: и от крайности ребёнка уберечь можно в таком разговоре, и просто поддержать морально...
    Так что хороший библиотекарь в части - это большое подспорье для командира.
    Я так думаю! :)

    ОтветитьУдалить
  16. Ага, ну давайте им интернет-кафе в части откроем! Пусть по скайпу общаются,в твиттер пишут...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Максим, вы ворчите, как "старый солдат, не знавший слов любви" :)

      Мне кажется, что всё, что не мешает боевой подготовке, не нарушает военной тайны имеет право на существование.

      Удалить
  17. Не представляю, как это совсем без книг? Без книг нельзя. И за всех отвечать нельзя. Кто-то, может, и не читает, а кому-то без книг туго и неинтересно.

    ОтветитьУдалить
  18. Хоть в армии могли заставить бы еще читать неграмотную молодежь (ту, что не тянется к знаниям), а так и эту возможность упускают

    ОтветитьУдалить
  19. Добавлю здесь свой комментарий к этой статье:
    "В нашей части (закрытая, в лесу, от города 45 км., ближайший населенный пункт 12 км.) должность библиотекаря для многих - предел мечтаний! Да сама библиотека отличная. Благодаря мне (нескромно, но заслуженно) и стараниям "замполита" фонд постоянно пополняется новой литературой (пожертвования, грант), подписываемся на "ходовую" периодику: За рулем, Вокруг света, АиФ, Комсомолка и др.
    Ко всем дням воинской славы и памятным дням России готовлю выставки, провожу тематические обзоры, при этом всегда использую мультимедийку. По воскресеньям проводим массовые мероприятия. В библиотеке каждый день читатели. Некоторые только в армии берут книгу в руки! Сейчас у нас пошла "охота" на Ф.Достоевского и Т.Драйзера. В общем, все зависит от самих библиотекарей, отцов-командиров и от РОДИТЕЛЕЙ, которые должны с младенчества прививать ребенку любовь к книге и чтению.
    Военный библиотекарь, 6 марта, 23:29", http://www.izvestia.ru/news/517016

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уф... еле нашла ваш комментарий, Наташа: почему-то попал в спам.

      Наталья, познакомилась с вашими "библиопродуктивными" изданиями - очень все понравилось! Вы - мастер! Спасибо, что делитесь опытом, это так важно! Особенно для военных библиотекарей: мы так разобщены, так изолированы, что любое профессиональное и человеческое общение - бесценно!

      Удалить
    2. Спасибо, Наталья! Это только малая толика того, что я делала, работая в военной библиотеке. Светлана выставила те БП, что могли бы заинтересовать большинство школьных библиотекарей. Можете обращаться ко мне в личку petrova.nata52@mail.ru , поделюсь всем, чем могу!

      Удалить
    3. Анонимныймая 30, 2012

      Неужели нас уничтожат как анахронизм,ведь это не так.Куда мальчишка придет хотя бы поговорить на отвлечённую тему.Психолог есть,да,но ей 25 лет, она почти ровесница и "классная" девчонка.Библиотеки ДО уже исчезли, хотя собирались десятилетиями.Да, не так много читает, прямо скажу, мало очень,но и этих нельзя терять.Надо тогда больше массовых проводить, хотя бы банальных бесед на интересные исторические,патриотические темы. Не финансируют толком всю жизнь, сами крутились как могли,держитесь!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...