понедельник, 24 мая 2010 г.

Борщ, как борщ...

«...Через  пять  минут  председатель  сидел  за столом  в  своей  маленькой столовой. Супруга  его  принесла  из  кухни аккуратно  нарезанную селедочку, густо  посыпанную зеленым  луком. Никанор Иванович налил  лафитничек,  выпил, налил второй, выпил,  подхватил на вилку три куска  селедки... и в это время позвонили, а Пелагея Антоновна внесла  дымящуюся кастрюлю, при одном взгляде на которую  сразу можно было догадаться, что в ней, в гуще  огненного борща, находится то, чего вкуснее нет в мире, - мозговая кость.

Проглотив слюну, Никанор Иванович заворчал, как пес:

 -  А чтоб вам провалиться!  Поесть  не дадут.  Не  пускай никого, меня нету,  нету. Насчет квартиры  скажи, чтобы перестали трепаться. Через неделю будет заседание...

     Супруга побежала в  переднюю, а Никанор Иванович разливательной  ложкой поволок из огнедышащего озера - ее, кость, треснувшую вдоль...»


Хоть и гад этот Никанор Иванович, и взяточник, и вообще, на нашего управдома похож, а вот подишь ты: сочувствую я ему душевно, такое  удовольствие человеку сорвали!


Кстати,  какой именно борщ варила Пелагея Антоновна так и осталось неизвестно. Наверное «Московский»… Какой же ещё?

А я вот сегодня фамильный борщ варила – украинский, с молодой капустой.  Сегодня  понедельник, мой законный выходной, можно и повозиться на кухне в своё удовольствие. И в мужнино, конечно. С утра позвонил:  «… если вдруг надумаешь варить борщ, не забудь – там свекла в нижнем ящичке…» Вообще-то трудно предположить, что я в своем собственном холодильнике свеклы не нашла бы… Это был намек! Причем,  не изящный какой-то...  Ну, да чего уж там.... Борщ так борщ.  Зачем мужчину по пустякам расстраивать?


Итак, украинский борщ… 
Это не просто первое блюдо.  Это символ и бренд.  Предмет национальной гордости. Это щедрость и плодородие украинской земли. Красота и счастливый  нрав её женщин.  Основательность и открытость её мужчин (про хитрых и прижимистых хохлов – всё враки!)  Это химия и алхимия: даже у одной и той же хозяйки борщ каждый раз получается разным, что уж там говорить о женщинах с различным  характером, жизненным опытом и социальным происхождением…  Именно поэтому не буду публиковать здесь рецепт этого блюда. Бесполезно!  «Правильного»  украинского  борща не существует!  Поверьте мне! По науке это называется «блюдо с открытой  рецептурой»,  а  по-простому -  каждый кладет в него то, что ему подсказывает его интуиция и воображение.  Вот я, например, обязательно добавляю ложечку сахара, болгарский перец и множество всяких «прыцмакив».  Если нет помидоров, то на томатной пасте не экономлю: покупаю самую дорогую, без крахмала и красителей. Борщ  в моём понимании  должен быть густым и наваристым, «чтобы ложка стояла».  В моём борще  - стоит!  Клянусь!   Только, конечно в кастрюле, а не в тарелке…

 Сегодня у меня вот что получилось. Эх, жаль, что фотография не передает ни благоухания,  заполнившего весь дом, ни обжигающего тепла тарелки!



…обедали с черным бородинским хлебом, а вот в родовом гнезде моего отца на Киевщине, борщ часто подавали с пампушками, которые выпекала бабушка Марфа. А прабабушка Наталка делала к ним фантастическую чесночную подливку в своей (теперь бы сказали - эксклюзивной) ступке. Она же, помнится,  добавляла в тарелку  и жгучий перец, «жгучее» которого ничего нет! Нам, с нашими желудками такого уже не выдержать…  «Да, были люди в наше время! Не то, что нынешнее племя…»


В семье моего мужа, со всех сторон - русской, борщ не варят никогда. То есть вообще – НИКОГДА. Только щи (кстати, совершенно изумительные!).
Но я знаю, что и в России есть миллионы людей, способные  оценить это выдающееся «едение». И, вообщем-то,  для большинства людей совершенно всё равно – украинское, литовское,  сибирское или белорусское у него происхождение.

Вот как об этом пишет в своем журнале wildmale , ( судя по профилю, из Новосибирска): «Американцы в своих фильмах издеваются над нашим борщом, а я без него жизни не мыслю, особенно зимой. Для меня приготовление и употребление борща – священнодействие, ритуал, как парная баня.
Вчера на площадку подъезда, отдуваясь, вышел сосед – разомлевший, распаренный, со слезящимися глазами. «Что случилось, Вадим?»
«СО МНОЙ СЛУЧИЛСЯ БОРЩ» - сказал он, просветленно шмыгая носом, и закурил.
Я понял: если после борща вас не прошиб пот и не пробило на сопли, значит - БОРЩ НЕ СЛУЧИЛСЯ.
Вы кушали отварные овощи»
  
Здорово написал. Главное - коротко. Я так не умею.
Мне вот , VolNe,  еще и о «Флотском» борще написать хотелось (да-да, о том самом, в котором, как сказал Остап Бендер,  «плавают обломки кораблекрушения»). Но… видимо,  придется все-таки наступить на горло собственной песне и закруглиться.  Потому что в сообщении для блога что главное?  Правильно!    НЕ ПЕРЕБОРЩИТЬ! 


P.S. Иногда  книгу хочется не только прочитать, но и попробовать её на вкус, почувствовать её аромат, самому испробовать то, что ели любимые книжные герои.  Об этом я и собираюсь иногда писать.  В следующий раз,  наверное, о самом вкусном писателе напишу, о Гоголе. Может, заодно, и вареники научусь готовить. А то хохлушка называется…
А может еще о чем-то, выбор то огромный: количество приготовленного, съеденного и выпитого на страницах литературных произведений весьма впечатляет!.


12 комментариев:

  1. Да, конечно очень интересно варить и пробрвать, что ели герои разных произведений. Проблема может быть только в том, что оригинальные рецепты утеряны или название такое, что его никто уже и не знает - что это такое и с чем его едят.

    ОтветитьУдалить
  2. Лена, значит будем готовить те блюда, рецепты которых не утеряны. Таких тоже много. А по ходу, может, и с подзабытыми рецептами разберёмся.

    Вот, помнится, было у нас мероприятие посвящённое пирогам - если б вы знали, какой курник приготовили наши женщины! А расстегаи! И даже кулебяка была у нас! Вот какие мастерицы у нас еще есть. Напишу скоро об этом обязательно.

    Ваш кулинарный блог мне, кстати, тоже понравился: и рецепты хорошие, и организация, структура блога удобная. Желаю дальнейших кулинарно-творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
  3. Выглядит очень аппетитно, не то что аромат, а даже вкус можно себе представить. Очень захотелось попробовать :)

    ОтветитьУдалить
  4. Читаю и слюни текут :-) Борщ в нашей семье любят очень! Особенно я люблю с квашеной капустой, с салом,с чесночком, чёрным перчиком. Муж ещё с водочкой любит. Но такие блюда лучше зимой есть, сейчас стараюсь овощными супчиками питаться. Хотя можно варить борщ и без мяса, но это будет немного не то

    ОтветитьУдалить
  5. Волна, нельзя так красочно описывать еду! Слюнки бегут, в животе урчит, тело требует борща - это тоже мой любимый суп! Жаль, что в интернете нет сервиса,дающего возможность пробовать блюдо!

    ОтветитьУдалить
  6. Люба,потерпи: вот скоро Web 3.0 осваивать начнём - там точно уже такой сервис будет!

    ОтветитьУдалить
  7. Ой, VolNa. Ваш борщ и меня на подвиг позвал и зазвал! мясо уже достала! Но не для борща, а для пельменей. Фирма, эксклюзив! Всем объясняя и рассказываю, показываю, как делаю. А ТАКИЕ пельмешки только у меня. Родом я из Новосибирска, бабушка и папа (не сын, зять) славились своими пельменями на пол огромного города. А какие пироги бабушка пекла. Увы, я не умею. Спасибо Вам персональное от моего мужа. А борщ у нас в Сибири бабушка варила кубанский, до сих пор запах и вкус помню.

    ОтветитьУдалить
  8. Обожаю и борщ, и "Мастера и Маргариту", а от описания обеда слюнки текут.

    ОтветитьУдалить
  9. Ох, как же все аппетитно смотрится и читается!!! Ням, такая красота получилась мммм... Борщ такой аппетитный, я б с ложкой съела:))) А описание - пища для души! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, дорогие, что "зашли"и "попробовали"!

    ОтветитьУдалить
  11. VolNa,ах!Красивый, красочный и вкусный. Я хотела бы съесть Ваш борщ, как другие читатели.=D ~~~~~

    ОтветитьУдалить
  12. Кикио, а у вас в Японии первые блюда готовят? Ну там супы какие-нибудь, похлёбки? Что обычно едят на обед у вас в Токио?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...