пятница, 27 августа 2010 г.

Моё жаркое, жаркое лето...


Ну что ж, моё лето вполне себе завершилось: на работу вышла, в проблемы окунулась, есть даже ощущение, что Новый год не за горами.  Может быть потому, что второй день в вестибюле отчетливо и свежо пахнет апельсинами  (подозреваю, что это на вахте дежурная отрывается), а может потому, что, за окном насупилось и загрустилось, и к концу рабочего дня я определённо успеваю продрогнуть.

Короче, давайте  уже вспоминать прошедшее лето!

 

Густое, горячее, насыщенное, оно  со своими температурными рекордами, конечно,  внесло свои коррективы в наши планы, но отпуска не испортило. Потому что – беззаботность! близкие люди рядом! и новых ярких впечатлений – хоть отбавляй!

Ну, значит так…

Я много лет жила с убеждением, что Волга впадает в Каспийское море, а каждый библиотекарь должен хоть раз в жизни побывать в Коктебеле. И не спрашивайте, откуда я это взяла. Книжек умных начиталась.
Про то, как романтично познакомились Серёжа и Марина…  про то, как там отдыхали почти все гении 20 века, от которых (во всяком случае, при жизни Волошина) в уплату требовалось не так уж и мало: «радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной жизни»…


 
И вот, стою на легендарной веранде,  обозреваю знаменитые пейзажи, и прислушиваюсь к своим ощущениям… Да-а… Курортная суета, многолюдье однозначно мешают почувствовать неповторимую ауру, богемную стильность  этого места. На мой взгляд, местным властям следовало бы запретить рыночно-сувенирный беспредел хотя бы на площади рядом с музеем. Всё-таки, сюда приезжают не только, чтобы пожариться на солнце и купить безделушку китайского производства…


                                   Но дом Волошина, экспозиция музея  не разочаровали!


 
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
В прохладных кельях, беленных известкой,
Вздыхает ветр, живет глухой раскат
Волны, взмывающей на берег плоский,
Полынный дух и жесткий треск цикад.
А за окном расплавленное море
Горит парчой в лазоревом просторе…

….Но в эти дни доносов и тревог
Счастливый жребий дом мой не оставил:
Ни власть не отняла, ни враг не сжег,
Не предал друг, грабитель не ограбил.
Утихла буря. Догорел пожар.
Я принял жизнь и этот дом как дар
Нечаянный — мне вверенный судьбою,
Как знак, что я усыновлен землею.
Всей грудью к морю, прямо на восток,
Обращена, как церковь, мастерская,
И снова человеческий поток
Сквозь дверь ее течет, не иссякая…

…Войди, мой гость: стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога...
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров — убог. И времена — суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.
И здесь — их голос, властный, как орган,
Глухую речь и самый тихий шепот
Не заглушит ни зимний ураган,
Ни грохот волн, ни Понта мрачный ропот.
Мои ж уста давно замкнуты... Пусть!
Почетней быть твердимым наизусть
И списываться тайно и украдкой,
При жизни быть не книгой, а тетрадкой.
И ты, и я — мы все имели честь
"Мир посетить в минуты роковые"
И стать грустней и зорче, чем мы есть.
Я не изгой, а пасынок России….


 Знаю, что многим памятник Волошину не нравится. Я и сама при первом беглом взгляде слегка опешила. Но вот вам воспоминания его друзей. Николай Чуковский описывал его так: « Несмотря на свою тучность, он ходил легко, быстро и неутомимо. В подпоясанной по животу рубахе, похожей на хитон, в штанах до колен, с толстыми голыми икрами коротких ног, бородатый, со шнурком в крупнокудрявых волосах, он был похож на Посейдона.» Ну, и что оставалось скульптору? Изобразить этого чУдного и чуднОго человека длинноногим поджарым красавцем?


 Окрестности Коктебельской бухты – отдельная песня! Доисторический потухший вулкан  Карадаг отправились осматривать  на прогулочном катере. Видите, какая я весёлая? Это я ещё не знаю, что я, оказывается, страдаю морской болезнью! Представляете, какая досада: у меня, VolNы, с волнами очень сложные отношения…


Но экскурсия превзошла все ожидания! Настроение - отличное! Пейзажи – ошеломляющие! Жаль только, что солнце в прямом смысле слова было против (напротив) нас, поэтому многочисленные фотографии не особенно получились. 


                             Впрочем, Золотые ворота, кажется, узнать можно.


 
Специально для туристов был придуман аттракцион: прохождение на катере туда и обратно под арку с бросанием монеток и загадыванием желаний.  Мы, разумеется, с большим энтузиазмом эту игру поддержали. Подумали: второе название этой скалы – Шайтан-капу (Чертовы ворота), так что  чем чёрт не шутит… Если желание сбудется – обязательно сообщу! Может, ещё кому-нибудь пригодится - для получения вожделенного и сбывания  несбыточного…

Вообще, на Карадаге чертовщины хватает, есть ещё и Чертов камин (одно из жерл вулкана), обращенный к морю и загроможденный затвердевшей лавой,  и Чертов палец,  острым многометровым когтем угрожающий  небу… Из других красот запомнились бухта Барахта (кстати, названная так Маяковским) и Сердоликовая бухта, поставлявшая когда-то самоцветы на коктебельский пляж.


Купание в открытом море – отдельные впечатления! Чистейшая, пронизанная солнцем вода, ощущение бездны под собой… теперь этот приступ смелости я могу объяснить только одним: совсем от качки обалдела! Даже  страх потеряла... :))

 В лучах предзакатного солнца успели еще побывать на горе Клементьева, по-татарски - Усун-сырт, что значит Длинный хребет.  Он обращен к морю своеобразным амфитеатром, в самом центре которого и собираются морские бризы и рождаются восходящие токи: на горе испытывались планеры всех будущих великих конструкторов -  Туполева, Антонова, Сухова. Это место настолько важно для истории воздухоплавания, что даже фашистские летчики его не бомбили.


               Сегодня там тоже расположена учебно-испытательная база планеристов. 

 
Наш гид,  Сергей, был выше всяких похвал: рассказывал увлечённо и увлекательно, отвечал на все наши глупые вопросы и только вот на этих розовых цветочках споткнулся: я непременно хотела знать, как они называются!

Покидали Коктебель с ощущением, что вернуться надо сюда ещё ни один раз, и , желательно «не в сезон»:  принести камешки к могиле Волошина, похороненного  на вершине холма Кучук-Енишар, добраться до самого края мыса Хамелеон, насладиться оттуда потрясающим видом, пройтись по экологической тропе Карадагского заповедника…



Сувениров не покупали. Решили оставить себе на память весь Коктебель, целиком – навсегда!

Продолжение следует  :))

14 комментариев:

  1. Наташенька, наконец-то! С нетерпением ждали твоих лиричных летних зарисовок и впечатлений.
    Здорово! Я тоже хочу в Коктебель! И вообще. я никогда не была в Крыму!

    ОтветитьУдалить
  2. А мне памятник как раз очень нравится.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за изумительную экскурсию!

    ОтветитьУдалить
  4. А вам, девочки - спасибо за внимание!:))

    Люба, всё впереди! И Крым тоже!
    В детстве всегда отдыхали с родителями на южном побережье - в Ялте. Но всегда хотела побывать и на восточном берегу Крыма. Не разочаровалась нисколько! Но в Коктебель, видимо, надо приезжать не в разгар курортного сезона: отдыхающих столько, что и пейзажа не разглядишь...

    ОтветитьУдалить
  5. насколько я себе представляю максимилиана волошина, как человека, памятник очень даже соответствует сути
    человек-глыба и памятник соответствующий :)

    а в крыму, судя по всему, скучать вам не довелось, с чем вас и поздравляю! :)

    ОтветитьУдалить
  6. VolNa, погрузиться в открытое море - это смелый шаг! Думаю, что меня заставило бы решиться на такой подвиг только полное потопление судна! :)

    ОтветитьУдалить
  7. Сейчас, когда лето уже позади, особенно приятно просматривать такие по-летнему жаркие и веселые фотографии, читать такие яркие впечатления:)

    ОтветитьУдалить
  8. Ой, Мандрiвниця, я сама теперь с таким наслаждением этот отпуск вспоминаю! Посему, планирую вас ещё и продолжением мучить!:))

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо за рассказ, теперь моя мечта побывать в Коктебеле окончательно окрепла! Вот бы нам к лету подняли зарплату, чтобы можно было без кредитов обойтись...

    ОтветитьУдалить
  10. GeorgiNNa, у вас такая симпатичная аватарка... :)) Она выдаёт в вас человека озорного и жизнерадостного!
    Правильно: библиотекарям давно уже пора поменять свои Синие Чулки на такие вот... как у вас! :))

    На Восточном побережье Крыма, кстати, цены очень умеренные. Сервис, правда, тоже :))

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо, VolNa, надеюсь, я и вправду такая (смущенно потупив взор).
    Сервис, кстати, в Крыму везде не навязчив. Вопрос: добирались как? Не Москва-Керчь? Говорят, ужастный поезд (к слову, Москва-Севастополь ничем не лучше).

    ОтветитьУдалить
  12. На сколько я помню, поезд был "Москва-Феодосия". Кстати, вполне приличный. Во всяком случае, в нашем купейном вагоне даже кондиционер работал!

    ОтветитьУдалить
  13. Это вам очень повезло, в нашем даже двери в туалет не закрывались. А я живу мечтой о следующем лете, о поездке в Коктебель, заранее вот готовлюсь. Спасибо огромное за ответ!

    ОтветитьУдалить
  14. Ах море, лето, вот бы встретить Новый Год и сразу лето наступило, а то что-то природа расшалилась, то лето экстремально жаркое, то зима снежная.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...